У некоторых детей не получается правильно произносить звуки. Зачастую это происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата – совокупности органов, отвечающих за извлечение звуков речи и голоса. Другая частая причина – малыш начинает разговаривать, но точность, сила и четкое разделение движений речевого аппарата у него ещё не успела развиться в должной мере. Однако не стоит сразу паниковать и бежать к логопеду. Мышцы артикуляционного аппарата можно тренировать специальными упражнениями. Все они представлены в веселой игровой форме, поэтому малыши с удовольствием занимаются такими упражнениями вместе с родителями.
Упражнения артикуляционной гимнастики
Для четкой речи необходима правильная и слаженная работа многих органов, таких как язык, губы, челюсти, гортань, голосовые связки. Это всё можно тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. В звукоизвлечении также участвуют носоглотка, верхнее и нижнее нёбо, резонаторные полости. А с этим уже ничего не поделаешь – с чем родились, с тем и будем жить.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников включает в себя элементы, помогающие улучшить координацию движений и выработать правильность положения органов речевого аппарата для получения четкой и внятной речи. Такая гимнастика способна быстрее улучшить фонетику только начинающего разговаривать малыша, а также избавить от логопедических проблем детей более старшего возраста.
Общая артикуляционная гимнастика
Общеукрепляющие упражнения артикуляционной гимнастики для дошкольников можно рекомендовать всем деткам. Предлагаем Вашему вниманию общий комплекс артикуляционной гимнастики, включающий такие упражнения:
1. «Улыбка». Улыбнуться широко насколько это возможно не открывая рот. Удерживать улыбку 5 секунд.
2. «Забор». Улыбнуться, сильно сжав челюсти и показывая зубки. Зафиксировать на 5 сек.
3. «Дудочка». Сомкнуть зубы и с напряжением вытянуть губы. Удерживать 5 сек.
4. «Качели». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. Касаться языком то верхней, то нижней губы поочередно.
5. «Часики». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. Двигать языком вправо и влево поочередно, от одного уголка рта к другому.
6. «Посчитай». Посчитать языком верхние и нижние зубки.
7. «Шарик». Надуть щёки, зафиксировать на 5 сек. И сдуть щёки.
8. «Худышка». Втянуть щёки и удерживать 5 сек.
9. «Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка погладить по верхнему нёбу, будто маляр красит кисточкой.
10. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. Кончик языка загнуть вверх, на подобие чашечки.
11. «Окошко». После слова «жарко» малыш широко открывает рот, «холодно» — закрывает.
12. «Орешки». Рот закрыт, кончиком языка поочередно упираемся то в одну, то в другую щёку, будто катаем во рту орешки.
Назовите упражнение и покажите как его выполнять, а малыш пусть повторит за Вами. Скорректируйте правильность выполнения упражнения, повторите его ещё раз и приступайте к следующему. Все упражнения можно повторять несколько раз.